Как продвинуть свой законопроект?

В прошлый понедельник в прямом эфире Instagram мы встречались с Андреем Пирожковым — депутатом Екатеринбургской городской думы и представителем инициативной группы по возврату прямых выборов мэров в Свердловской области.

Эта кампания строится на процедуре внесения законопроекта, предложенного гражданами, в региональный парламент. На основе опыта, которым поделился Андрей, рассказываем, как это сделать. 

📖 Изучите закон

К сожалению, не во всех регионах у граждан есть право законодательной инициативы. Эта возможность устанавливается Уставом или Конституцией субъекта федерации. Если вам повезло, копайте дальше — местный закон с названием вроде «О правовых актах…» устанавливает процедуру, которая в разных регионах может отличаться. Чем внимательнее вы изучите его, тем больше времени и нервов сэкономите на противостоянии с бюрократической машиной. 

🙋‍♀️ Соберите инициативную группу

Ее минимальная численность устанавливается законом. Создайте широкую коалицию — предложите участие в ней представителям самых разных политических сил, партий, общественных организаций, активистам, лидерам мнений. Объедините ваши ресурсы для решения конкретной проблемы.

📑 Подготовьте документы

Составьте текст законопроекта и оформите другие бумаги, необходимые для выдвижения законодательной инициативы (см. Пункт 1). Если есть возможность, попросите о помощи юриста. Будьте готовы подать документы несколько раз — скорее всего, чиновникам ваша самодеятельность не понравится.

📲 Создайте социальные сети

С этого пункта можно было начать. Зачем нужны социальные сети объяснять, пожалуй, не будем. Разве что посоветуем не хвататься за все сразу, а выбрать 2-3 наиболее актуальные площадки: те, где обитает ваш потенциальный сторонник. Ну и делайте красиво!

💰 Запустите фандрайзинговую кампанию

Для продвижения законодательной инициативы вам понадобятся деньги: на печать агитационных материалов, рекламу в социальных сетях, оборудование точек сбора подписей и прочие мелочи. Рассчитайте примерные расходы и обратитесь к людям с предложением поддержать кампанию финансово. Регулярно отчитывайтесь, на что потратили собранные средства.

🗞 Подготовьте агитационные материалы

Определите основные цвета, шрифты, изображения, которые будете использовать в агитации — ваш стиль должен быть легко узнаваем. Нарисуйте и напечатайте листовки, плакаты, визитки, баннеры, значки, футболки, шарики, кубы — все, что поможет вам рассказать об инициативе людям. 

📝 Соберите подписи

Их необходимое количество устанавливает закон. Уточните, в какие сроки и в какой форме должен проходить сбор. Наладьте работу агитаторов, сборщиков и других волонтеров. Будьте внимательны к каждой мелочи, к каждому знаку в подписном листе. Любая ошибка будет использована против вас.

Дело за малым — сдать подписи в региональный парламент и дождаться, пока он рассмотрит вашу инициативу. 

Конечно, вам могут отказать — до или после рассмотрения, как получится. Но такая широкая общественная кампания поможет привлечь внимание к проблеме, объединить единомышленников и продемонстрировать власти реальные настроения в обществе.